?

Log in

назад | вперёд

О детских проектах


Во всех образовательных программах, начиная с ФГОС для дошкольников, содержится это понятие. Проблема в том, что педагоги не могут договориться какую из трактовок принять, какая из них наиболее продуктивна. Приглашаю вас подумать вместе и обсудить.

Детский проект, как я понимаю, это реализация вовне собственного представления о мире (какое уж имеется на тот или иной момент). И это есть просто другое название детского творчества, не более того. Только у нас в стране тему эту хотя и затёрли до дыр, но мало кто серьёзно изучает и тем более воплощает.

Задача педагога - создание условий (как предметно-средовых, так и социально-педагогических) для реализации детьми собственных представлений о мире, которое вообще-то не от случая к случаю происходит, а в конечном итоге вырастает в целостный комплекс специфически детских видов деятельности, из которых и складывается весь педагогический процесс: начиная с одного из видов познавательной и предметной деятельности (причём, ни один из этих видов, предусмотренный ещё в советском варианте содержании обучения, не должен быть упущен) и заканчивая тем или иным видом творческой символической или учебной деятельности.

Порождение и осуществление детьми какого-либо проекта не возможно в русле одного из видов деятельности. Раньше, опять же, насколько я могу понять, этот же метод называли проблемно-поисковым - и это классика советской педагогики и психологии, одна из её вершин. Но этот же метод назывался и по-другому, например, методом погружения.

Проект по сути и есть единый образовательный процесс, в котором субъектность и воля детей не подавляется. Всё, что делается в виде дополнительного комплекса мероприятий, глубоким образом не связанного с основным контекстом жизни детей в группе или в классе, что не связано с содержанием образования и не работает на объединение всех сторон жизни и деятельности детей в единое целое – к проектной (творческой) деятельности не имеет отношения. Кроме того, и это самое главное - всё, что не является полноценным, без всякой натяжки, детским творчеством, к методу проектов так же не имеет отношения.

Единственный допустимый образец – сама реальность, окружающий мир, включая социум, с его отношениями, деятельностью взрослых и т.д., который дети для себя открывают, а потом реализуют, например, в символических видах деятельности (в индивидуальной и групповой творческой игре, конструировании, рисунке, танце, пантомиме, рассказе и т.д.). Допустимый способ помощи со стороны взрослых в ходе самостоятельной детской творческой деятельности на стадии реализации индивидуальных и групповых проектов – заинтересованные вопросы со стороны взрослых, а также предоставление необходимых для этой реализации материалов и других средовых условий (пространства для игры, возможность сохранения построек и возвращения к их дальнейшей доработке и т.п.).

Вы читали рассказ Н.Носова "Мишкина каша"? - Вот это и есть метод детского проекта, в чистом виде. Или метод погружения. Или проблемно-поисковый метод. Только представьте, что рядом есть ещё один участник, взрослый, которому интересно как дети на самом деле представляют для себя процесс приготовления этого блюда. При этом любую информацию об этом дети могут добыть из любого открытого источника. Никаким иным способом детально понять, какова картина мира у детей на самом деле, и куда с ними нужно пойти, чтобы они могли увидеть, как всё устроено в реальности, просто не возможно.

И теперь самое, на мой взгляд, важное.

Без реализации индивидуальных творческих проектов субъектность и воля, а также способности не развиваются. Вообще. А без реализации творческих коллективных проектов, коллектив детей и сознание коллективизма, по сути дела, тоже - не возникают. А уже после 2-го класса, поезд в этом смысле уже ушёл. И, по большому счёту, практически на всю оставшуюся жизнь. В лучшем случае, остаётся "мелкобуржуазное" индивидуальное сознание (если индивидуальное творчество в каком-либо объёме выросло).

Комментарии

( 9 комментариев — Ваш комментарий )
livejournal
12 апр, 2017 17:05 (UTC)
О проектном методе
Пользователь savin_e сослался на вашу запись в своей записи «О проектном методе» в контексте: [...] К теме, предложенной в посте http://dz0rin.livejournal.com/193495.html [...]
savin_e
12 апр, 2017 17:14 (UTC)
Дмитрий! Тема очень интересная, я опубликовал у себя комментарий отдельным постом, поскольку он несколько в сторону ушёл http://savin-e.livejournal.com/41384.html. Не знаю, насколько эа схема подходит под детский возраст, она оформилась в обсуждении проблематики студенческая наука. Но добавлю вот что. "Мишкина каша", насколько я помню сам рассказ, это как раз вариант II в моей рабочей схеме: герои там не планировали чему-то научиться, а затевали проект просто с целью приготовить кашу. И здесь действительно, чтобы привести это к "идеальному" варианту, необходима помощь взрослого, который как раз задает образовательный вектор, т.е. собственно обучающие цели. В более же типичном варианте I, когда фокусируются исключительно на обучении и воспитании, до "идеального" варианта не дотягивает социальная значимость.
dz0rin
12 апр, 2017 18:11 (UTC)
Согласен про кашу.

Здесь ещё один момент отмечу (снова, о векторе развития), о соотношении индивидуальности и личности. Два противоположных подхода. Условно восточный и западный (ну, и третий, конечно, наш путь - целостность...)

Тут главное решить что является духовным центром, а что есть лишь средство и не абсолютизировать, подобно востоку, личность (которая, лишённая развитой индивидуальности и проковыляет-то не долго), или, подобно западу, индивидуальность (которая, лишённая полноты социальных контактов сама себя обкрадывает и делает ущербной, лишённая самого эффективного средства развития).

Для культуро-центричного подхода, понятно, социальная роль-маска-личность является главной ценностью, а индивидуальность вынуждена будет окукливаться (прокрустовым ложем такой культуры), личность извне будут формировать, даже если сознательно не стремятся подавить самобытность человека, в силу психологической ценностной установки. И только когда ценностью на самом деле видят развивающееся сознание (после того как некто сам реализовался, другой для него становится сначала интересен, а после даже более интересен, чем он сам себе), тогда всё внешнее-социальное где нужно подбирается, чтобы только не повредить росткам, и где нужно, тут же вырастает как созвучный инвариант в культуре или как вдохновляющий пример роста сознания другого, который рядом...

Edited at 2017-04-12 18:31 (UTC)
aspasiaroma
27 май, 2017 07:27 (UTC)
без реализации творческих коллективных проектов, коллектив детей и сознание коллективизма,

Цитата

Все верно. Нужен индивидуализм, и коллективизм
dz0rin
27 май, 2017 12:10 (UTC)
Даже по поводу детской игры и рисунка психологи до сих пор не определились, что же это такое. Не говоря уже о коллективизме.
aspasiaroma
27 май, 2017 12:11 (UTC)
Психологи и не определятс. Не стоит на них оглядываться.
dz0rin
27 май, 2017 12:57 (UTC)
Всё равно кто по профессии. Пусть это будет просто родитель любящий или педагог от бога. Есть такие люди на примете?
dz0rin
27 май, 2017 13:42 (UTC)
Вместе думается лучше...

( 9 комментариев — Ваш комментарий )

календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner