?

Log in

No account? Create an account

назад | вперёд

При Сталине равенства (в смыле уравниловки) не было, стремились соблюдать один из фундаментальных социалистических принципов - от каждого по способностям, каждому по труду, по реальному вкладу в общее дело. Естественно, творческие рабочие, учёные, инженеры и т.д. получали больше, чем все остальные, порой, даже руководители предприятий. А дел было невпроворот. И при Хрущёве, слава богу, от безделия никто не маялся, хотя можно спорить, хороши ?
?и были те или иные его начинания. Но принцип "по труду" был нарушен уже при Хрущёве, насколько я понял... Гегемоном (в смысле материального вознаграждения, а потом и по почёту и уважению...) стал обычный рабочий или даже чернорабочий, а не инженер и не квалифицированный и творческий работник, заинтересованный во внесении рац.предложений, то есть каждый, кто был реально включён в совместное производство, причём, на равных с инженерами и руководителями, удерживая общий идеальный (образный) целостный контекст всего производства!.. Думаю, это был серьёзный, в том числе и идеологический, прокол. Вот эту мотивацию творческую и способность удерживать общий образный контекст общего дела с той поры и начали недооценивать... Я читал некоторые статьи, в том числе и в сообществе Суть времени, статьи о том, какими именно нововведениями всё это делалось, и наверное не по злому умыслу..., но не буду воспроизводить, потому что не политэкономист и не экономист. Хотя, это, на мой взгляд, всё ещё не было самым страшным для будущего страны...


Самое страшное (связанное непосредственно именно с реформой образования, направленной уже фактически на снижение интеллектуального потенциала нации, которую приняли на закрытом заседании брежневского ЦК в середине 70-х) было сделано только при Брежневе, правительство которого решило отдохнуть, поруководить таким образом, чтобы и можно было и прилечь...

А вот что касается системы образования и науки при Никите. Хрущёв в этом смысле будущее страны не уничтожал. Напротив - он его ковал, в строжайшем соответствии с прежними стратегическими замыслами и планами, разработанными ещё при Сталине. Чуть ниже расскажу, о чём всегда почему-то умалчивают, рассказывая о том, каким сукиным сыном был "кукурузник" Никитка... И за этот, сделанный им вклад в будущее страны, многое можно было бы простить...

Многие соглашаются с этими доводами. Но спрашивают, почему же тогда интеллигенция, многие творческие работники горячо поддержали Хрущёва?

На мой взгляд, потому, что наука и образование при Хрущёве активно развивались. Мы во многом живём ещё благодаря открытиям, сделанным в те времена... А вот экономику расшатывать и разваливать потихоньку, убивая мотивацию у самых творческих работников производства, и идеологически допуская грубейшие ошибки во внутренней политике, начали тогда...


Возникает вопрос, почему в конечном итоге страна и прежде всего её руководство, стали терять веру в свои силы и возможности? Из- за войны?... Ведь в ней погибло столько талантливых и преданных Родине людей...

Страна была первопроходцем во всём, но внешние силы при этом были заведомо враждебными. Помощи извне (подобно той, какую от нас получил Китай) никакой не было, не только материальной, но и психологической, метафизической, которая приходит хотя бы с мощной философской и психологической школой, которую развивать хотели, и развивали - только не успевали, всё время откладывая на потом, решая в течение нескольких десятилетий подряд более элементарные задачи физиче?
?кого выживания и занимаясь в основном предметно-распределённой деятельностью, замысел которой удерживали единицы, в основном руководители, а реализовывала масса людей. То есть, фактически не сумели выйти на подлинно коллективные формы совместной деятельности, и коллективное сознание так и не получили (в исследованиях детской коллективной творческой игры и совместной творческой учебной деятельности, когда дети самостоятельно, с помощью проблемно-поисковых технологий, открывают для себя всё, что было открыто до них человечеством... - впервые к этому подошли только в 60-х годах)...

В этих условиях, когда отсутствует мощная традиция, сколь бы ни была велика вера в марксистскую идеологию, которая носила только теоретический характер, веру в собственные силы сберечь непросто, когда не на кого смотреть в качестве примера, это почти чудо... Изуверились, как только выполнили элементарные задачи и оказались перед лицом мирного строительства и развития... Решили, что можно отдохнуть немного от трудов праведных... Но именно в это время отдыхать никак нельзя было...

У нас не успели даже Маркса и Гегеля перевести на русский язык более-менее грамотно. Даже основные понятия и просто названия основных трудов подменялись на неадекватные ("ценность" у Маркса перевели как "стоимость"; "рассудок" Гегеля перевели как "разум"; это я из долгих дискуссий среди профессоров философов почерпнул в ФБ...). Но и у Маркса в практическом смысле почерпнуть что можно было?.. Да, в войне мы потеряли много талантливых людей. Но после войны восстановились темпами, которыми даже и при Сталине гордились бы. И
подъём душевный был мощным, и население восстанавливалось. И люди всё ещё мощно верили и много и в большинстве своём бескорыстно трудились.

Даже идеологические ошибки Хрущёва ещё можно было исправить, потому что при нём и науке был дан новый мощный импульс, и философия, как я могу понять, получила новое дыхание. Развернулись такие дискуссии среди философов, которые при Сталине не снились... Свернули реальное развитие уже брежневские мудрецы, кремлёвские старцы, пришедшие к власти. Кстати, в Китае старцы своё влияние мощное на политику, удаляясь от реальных дел, ведь не утрачивают. Они остаются как некие аксакалы, клуб интеллектуальный, орден рыцарский, к мнению которого руко
водители очень прислушиваются и дорожат... И в современной Америке - та же традиция... А вот этого у нас не было...

Конечно, Хрущёв отошёл от прежней идеологии, и фактически сам начал мыслить в категориях своих идеологических противников, которые они навязывали нашей стране. Объявив войну предшественнику, он лишил самого себя, партию и народ большей части энергии... Только вот брежневское ЦК всё это фактически одобрило и продолжило линию на дальнейшее разложение... Мао назвал его оппортунистом. А вот Брежнев для китайцев даже того времени... был уже слишком мелкой и зависимой фигурой, чтобы о нем высказываться... И всё же...

При Хрущёве мой брат двоюродный учился в обычной севастопольской школе, уже по новым учебным планам и программе, и после выпуска уехал в Москву, стал ведущим в стране прикладным математиком и разрабатывал Буран. В пилотируемой космонавтике он до сих пор ведущий специалист... Мой учитель по возрастной психологии тоже училась при Хрущёве в обычной смоленской школе. Когда грянула перестройка и были закрыты НИИ, лаборатории, она сумела продолжить масштабные психологические исследования, подобные тем что делались в лабораториях, уже само?
?тоятельно, без копейки государственных средств, опираясь только на материальную поддержку со стороны родителей детей, с которыми работает до сей поры... Прочтите чуть ниже о том, что сделал в области образования Хрущёв (в этом смысле - всё ещё преданный ученик Сталина!..). Меня впечатляет уже самый первый шаг. Мало кому из государственных деятелей можно в заслуги записать нечто подобное... Образование - это прежде всего будущее страны. И в застойные времена было сделано многое для будущего, благодаря импульсу, данному в это время...


О чем всегда обычно умалчивают, когда рассказывают о Хрущёве...

1. Никита Хрущёв, находясь в ситуации жесточайшего противостояния с западом, имея множество проблем экономических и т.д., впервые в мировой практике, и в соответствии ещё со сталинскими планами, стал выделять от 18 до 20% нац.дохода на развитие образования и науки в стране. Насколько мне известно, все современные наиболее развитые страны с инновационной экономикой следуют его примеру.

2. В те самые годы психология как наука стала развиваться у нас более интенсивно. Впервые были открыты не просто элитные учебные заведения для этих целей, как было при Сталине, а соответствующие факультеты в ВУЗах страны с научно-исследовательскими лабораториями, а также, профильные НИИ. Постановление Жданова (о педологических извращениях), поставившее вне закона некоторые отечественные направления психологических исследований, начатые Выготским и его учениками, хотя и не было отме?
?ено (что правильно), но дорога в институты была открыта в т.ч. и для последователей. Благодаря чему в те времена у нас среди философов и психологов в образовании шли самые настоящие горячие, временами бескомпромиссные, дискуссии. И это по-моему не плохо, даже полезно.

3. В этой ситуации никому в голову пока не приходило вводить во всех школах такие предметы как логика и тем более психология (при Сталине удалось лишь в 500 школах эти предметы ввести...). Не было соответствующих специалистов в необходимом количестве. Зато все существующие программы обучения и воспитания с этого момента были пересмотрены на предмет соответствия последним достижениям в области психологии, соответствия возрастным возможностям детей, наиболее эффективным образовательны
м технологиям, соответствия между прочим и логике преподаваемого предмета. К руководству системой образования были допущены психологи высокого уровня, а не только педагоги, как это было до тех времён.

4. Именно в то время были разработаны и внедрены в масштабе страны весьма успешно работающие в тех условиях образовательные технологии. Системно-деятельностный подход (Леонтьев, Запорожец и др.) развивался наиболее активно в это время. Сейчас в основу образовательных систем наиболее успешных стран заложено многое из тог, что было разработано у нас в 60-х, включая методологию образования. И они движутся в этом направлении дальше. Хотя, и в нашей стране, и во времена перестройки, и после, и
сейчас, в условиях полного отсутствия госфинансирования, подход развивался, но лишь отдельными энтузиастами-учёными...

5. Впервые были полностью соотнесены все программы на разных ступенях образования, начиная с дошкольной, заканчивая аспирантурой, докторантурой... Успешный выпускник школы теперь без дополнительной подготовки мог поступить в любой ВУЗ страны, т.к. требуемый объём и содержание его знаний и представлений при поступлении туда не мог превышать объёма, предусмотренного школой. То же самое - при переходе из д/сада в школу и т.д. При этом были неплохо разработаны и критерии оценки знаний и спо?
?обностей.

6. Отдельно, что касается логики предмета и логики его освоения. Все программы абсолютно, начиная с д/сада, были логически выверены так, чтобы любой ребёнок мог, продвигаясь от простого к сложному, не пропуская ничего, что могло бы помочь ему наиболее полным образом понять смысловое содержание учебного материала, прийти к собственному умозаключению, обобщению, овладеть соответствующей способностью (на худой конец, практическим умением). Учебники писались таким образом, чтобы при необх
одимости его содержание ребёнок сумел понять самостоятельно (в соответствующих условиях, конечно; например, в условиях учебной лаборатории, которые были созданы за кратчайшее время во всех школах страны...) и на основе уже имеющихся у него знаний и представлений о мире.


Ну, а во второй части предлагаю обсудить, как Хрущёв "разваливал" военно промышленный комплекс страны...

календарь

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner