?

Log in

No account? Create an account

назад | вперёд

 

То, что в филогенезе проходит в виде войн, в частности, выходит на уровень мировых войн, в онтогенезе (на уровне психического развития организма) очень чётко соответствует тем процессам, которые идут в каждой средней группе детского сада (это от 3 до 4 лет, когда количество детей не менее 24-26). Если опросить воспитателей детских садов, с каким возрастом они охотнее всего работают, названы будут все другие возрастные группы, кроме этой. "Это полный кошмар! Ещё вчера дети были послушными, играли рядышком, материала строительного хватало на всех. И вдруг как подменили. Война всех против всех, не на жизнь, а на смерть!" Отсюда бесконечные призывы вернуться к разновозрастным группам, где иерархия изначально устанавливается железо-бетонная и - никаких конфликтов. Младшие признают безусловный авторитет старших. Старших не много и между собой им нечего делить. Красота, да и только. А если при этом снизить количество детей в группе хотя бы до 12-15 деточек - вообще мечта педагогов! Тогда можно работать подобно режиссёру в Большом театре, а из детей ничего не будет стоить наделать актёров-исполнителей режиссёрской воли.

Но что там происходит, на уровне 3,5-4,5 лет? Почему дети становятся агрессивны по отношению друг к другу?

До этого момента они играли только индивидуально, все игры шли хоть и в общем пространстве, но совместной игры по сути не было. Покуда представления об окружающем у детей очень скромные, то и для их реализации, скажем, в конструкторской игре, требуется не много материала (кубиков, образных игрушек...). Как только представления о мире расширились, они стремятся их удержать в образном плане, для чего необходимо всё это немедленно зафиксировать (сразу после пережитого события, пока всё хранится только в кратковременной памяти и есть угроза забыть этот опыт навеки, не имея ни единого инструмента, с помощью которого при необходимости можно было бы вернуться к этому опыту, в то психологическое состояние пережитое...) - через индивидуальный и по-началу весьма материальный символ (через предмет-заместитель, помогающий удерживать собственный образ из прошлого опыта). Но для расширенного представления нужно всё больше кубиков и другого материала. На всех этого уже явно не хватает...

Как думаете, можно ли в этот момент внести в группу дополнительно: ровно столько материала, сколько нужно для каждого, чтобы он мог и дальше совершенствоваться в индивидуальной игре? Можно ли увеличить для детей игровое пространство, чтобы каждый в нём мог разойтись со своим материалом для игры (которого будет достаточно) и не мешать всем остальным? Можно ли часть детей, скажем, наиболее конфликтных, взять и вывести из состава группы, перевести в какую-нибудь другую?

Можно. Только психическое развитие при этом приостанавливается. Чаще всего - фатально и на всю оставшуюся жизнь... Даже если режиссура будет идти в мягком варианте. И без режиссуры, хотя бы мягонькой, тоже не получится, потому что в коллективе, где детей одного возраста мало - очень не много порождается собственных идей... Пока что никому в истории психологии, педагогики не удалось доказать преимущества разновозрастных или малочисленных детских коллективов, где почти отсутствуют конфликты, перед одновозрастными группами и классами, в которых не менее 20 детей. Правда, до сих пор почти ни у кого и возможности не было ни времени, ни достаточных ресурсов, чтобы основательно продумать, как построить работу с детьми, начиная с этого возраста, причём так, чтобы они не просто научились самостоятельно находить эффективные способы решения любой конфликтной ситуации, но начали взаимодействовать друг с другом и объединяться естественным путём в подлинно творческие детские группы, а потом в коллективы, где все общаются на равных.

Для чего нужны именно одновозрастные, да ещё и постоянные, коллективы, не смотря на то что (по крайней мере ещё не так давно) у многих детей есть и сёстры с братьями, как старше, так и младше их, и разновозрастные иные коллективы (например, дворовые, кружковые)? И почему так много на Земле стран, которые нос к носу развиваются - и даже учёные почти одновременно часто совершают фактически независимо друг от друга ключевые научные открытия и соответствующие практические разработки (ведь, даже для того, чтобы быть в состоянии "утащить" чужую идею, нужно находиться на уровне творца этой идеи, иначе бесполезно шпионить и воровать информацию)? Почему так важно, чтобы пространство, обживаемое коллективом детей, было ограничено, и чтобы каждый из них чуть раньше или позже неизбежно столкнулся бы с другими, увидел, чем они заняты, и обязательно выразил по поводу творимого безобразия своё отношение - да ещё и по полной? Почему важно, чтобы дети научились тащить друг у друга не просто кубики, а идеи, например, идею обозначить колёса автомобиля мячами? Почему невозможно взрослому вместо сверстников взять, и идейки эти как бы "подбросить" в детскую игру? Почему взрослый не может войти в это интимное, сугубо детское пространство, и даже, по большому счёту, права такого не имеет? Почему так важно, чтобы был паритет сил (чтобы дети были физически примерно на одном уровне развития и при всём желании не могли друг другу нанести реальный физический ущерб, даже имея возможность использовать какие-то попавшиеся под руку предметы)? Почему необходимо дать им даже возможность на собственном опыте понять, на предметном уровне взаимодействия понять, через реальные тумаки прочувствовать, однажды и на всю оставшуюся жизнь, что бесконечно драться - себе дороже и ни к какому положительному результату всё жто никогда и ни при каких обстоятельствах - не приводит, даже в случае временно одержанной "победы"? Давайте думать вместе...

Почему они вообще начинают драться с такой страшной, неистовой силой?
У меня в группе это начиналось так. Читаю им "Усатый полосатый". Там каждое предложение иллюстрируется картинкой. Предлагаю детям, прежде чем глянуть на картинку, продемонстрировать, например, "Как котёнок лежал". Мальчик, у которого дома есть кот, быстро ложится в позу и демонстрирует, как котята это делают. Тут же девочка, у которой есть кот (но просто другой конкретный кот, имеющий свои особенности, другие, и характер другой...) - соскакивает с места и буквально с кулаками налетает на мальчика со словами: "Ты всё ВРЁШЬ! Котята ТАК НЕ ЛЕЖАТ!" - "А как твой котёнок любит лежать, и где?" - спрашиваю. Она тут же показывает. В это время мальчишка уже полон негодования: почему это кто-то так легко может ВРАТЬ!!! И покуда он своего котёнка в группу не принесёт на несколько дней хотя бы, а она после этого тоже не покажет детям своего питомца - они так и будут думать друг о друге как о ВЕЛИКИХ ЛЖЕЦАХ...

А потому, что впервые в жизни - увидели друг друга не просто как фон событий и интерьера в группе, а как деятелей. Не столкнутся - никогда не увидят другое лицо даже в качестве деятеля, не говоря о том, что никогда даже не подумают, что другой является ещё и носителем особого внутреннего мира, носителем со-знания...

Беда в том, что воспитатели всех средних групп - во всём мире - занимают жёсткую позицию Цербера, который начинает решать все конфликты за детей и каждого учить что делать, при этом совсем не понимая ни конфликтологии, ни тем более психологии... Дети ломаются через колено - но уже взрослым. И в этом возрасте большинство из них от самих себя отказывается. Это и есть момент, когда часть из нас уходит как бы направо, а часть - налево, когда у большинства индивидуальность и индивидуальное развитие резко свёртывается, окукливается, а личность начинает пухнуть как на дрожжах, только становится со временем всё более и более больной. А потом и вовсе превращается в общественную функцию и уже в прямом смысле остаток жизни уже только ковыляет по пути на кладбище...


  

темы:

Комментарии

( 2 комментария — Ваш комментарий )
Альбина Морозова
30 июл, 2017 14:31 (UTC)
Почему дерутся дети.
Всё правильно.Даже не стану комментировать профессионала. Надо уметь воспитывать. Но надо не забывать, кого мы воспитываем. Так и хочется сказать: человек не голубь. Это крупное сильное животное. Но я так не скажу. Человек именно как голубь - каннибал. У каннибалов агрессия направлена в глубь вида. И человек не сильное животное. Вернее, он не имеет естественного оружия, способного убить соперника своего вида. Человек потерял клыки. У него нет когтей. Но зато у него появилось технологическое оружие. В результате он стал опасен для самого себя. Природа не знает тяжело вооружённого каннибала. Этот важный в научном отношении момент не осознан научным сообществом.
dz0rin
30 июл, 2017 18:44 (UTC)
- 0 Wv q h]ᲑB]e6|E 4lj3OrJIXPz/fd
Тогда у меня вопрос, очень не простой, философский, чисто русский такой вопрос... Подумайте, прежде чем ответить...

Оказавшись на месте Алёши Карамазова или героя фильма "Иди и смотри", которого сыграл мой сверстник, который служил на ТОФ в то же время, что я, Вы бы выстрелили в Гитлера-младенца? Именно младенца?..

Помните, как этот мальчишка в финале фильма начал стрелять в портрет Гитлера, валяющийся в грязи? Сначала, расстреливая сегодняшнего фюрера... И вдруг, очень-очень медленно, как бы Лента Времени начинает раскручиваться потихоньку, со скрипом, с жутким нереальным скрипом, НАЗАД... Вот он видит фюрера, который чуть положе, гонит солдат на Европу - Выстрел!.. Вот уже фюрер, который орёт свои речи на уличных сборищах, народ в экзальтации вскидывает руки в приветствии - Выстрел!.. Вот уже те же истошные вопли, но сказанные в кругу соратников... - Выстрел!.. А лента времени раскручивается всё быстрее НАЗАД, и быстрее НАЗАД!.. И РУКА ВСЁ БОЛЕЕ УВЕРЕННО нажимает на курок, лицо паренька становится суровым и ВЗРОСЛЫМ... И самое главное - ГЛАЗА ВСЁ ШИРЕ ОТКРЫВАЮТСЯ!..

Всё внезапно, и совершенно вне всякой ЛОГИКИ, вдруг - ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ. Почему? Что вдруг такого произошло-то? СОЗнание -то уже полностью практически Выключилось. Работает одна лишь ненависть, ПРАВЕДНАЯ НЕНАВИТЬ, СВЯТАЯ НЕНАВИСТЬ!.. А ПАЛЕЦ на курке САМОПРОИЗВОЛЬНО, вне зависимости от сознания, которое естественно выключилось, ЗАСТЫВАЕТ, ЗАМЕРЗАЕТ НА ЭТОМ КУРКЕ. Что такое?.. ОТчего нельзя прикончить младенца? ВЕДЬ ЗАРАНЕЕ УЖЕ ИЗВЕСТНО ЖЕ, что этот младенец принёс - вот же, всё это пережито. ЛИЧНО ПЕРЕЖИТО...

Edited at 2017-07-30 21:49 (UTC)
( 2 комментария — Ваш комментарий )

календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner