?

Log in

No account? Create an account
Не было у нас даже и при социализме развитого коллективизма. Увы, но это так. Люди только-только учились жить и полноценно, по-настоящему взаимодействовать в единых коллективах. И всё это было только на уровне предметной деятельности.

Уже на уровне игровой деятельности не было даже теории работающей о том что есть подлинная коллективная или даже просто групповая игровая деятельность. Тем паче - не было никакой коллективной учебной деятельности. Все, даже в элитных школах, обычно сидели друг другу в затылок на уроках. Но были исследования у нас предприняты именно в направлении коллективного обучения и воспитания в символических видах деятельности и при обучении знаково-символической культуре. И они были передовыми для своего времени.

Об этом у нас теперь никто даже не догадывается. Но именно это в первую очередь интересует зарубежных учёных психологов, которые интенсивно осваивают опыт отечественных исследований в этом направлении.
Слава богу, ребёнку от рождения плевать на то чтобы нечто копировать, чтобы кому-либо подражать, он достаточно долгое время вообще не может видеть взрослого как деятеля и подражать ему. Восприятие не позволяет. Уровень деятельностного и зрительного сосредоточения, развитость моторики и координация движений в корне иная, нежели у взрослого. Поэтому он вынужден действовать более эффективно, нежели тупо подражать кому-либо.

Он открывает для себя, заново, свойства и закономерности окружающего мира. А взрослый всего лишь презентует для него этот мир как безопасный и привлекательный, презентует смысл действий с предметами, ВОЗМОЖНОСТЬ действия с ними в направлении удовлетворения определённых потребностей. То, что ребёнок открывает для себя, наблюдая за действиями взрослого с предметами - это смысл их употребления и потом смысл действий с ними. И всё это происходит уже в русле манипулятивной деятельности (первый этап в развитии предметной деятельности и мышления) - то есть, он сразу же опыт собственный нарабатывает, порождая собственный способ действий с предметом, исходя из постигнутого им смысла, а не занят тем чтобы повторить чьи-то действия.

Потом он понимает, что использовать предмет по назначению-смыслу не получается. Тогда начинает на несколько СЕКУНД обращать внимание на то как взрослый действует. Подметив какие-то новые моменты, он по-своему их интерпретирует и уточняет свой способ действий. И так до момента, покуда не будет порождён собственный способ - способность. Это и есть предметное мышление, и таким образом работают механизмы эмпатии - понимания окружающих и окружающего. Эмпатия, изначально, по своей природе - интерпретация. А не подражание. Когда у ребёнка предметное мышление, восприятие, моторика развились до определённого уровня, тогда взрослые начинают ребёнком манипулировать. И только в результате этих манипуляций ребёнок научается подражать взрослому и утрачивает индивидуальность.

Подражать вообще очень не интересно, даже для взрослых, которых всю жизнь только этому и учили, не то что детям.
Я пришёл однажды к коллегам по работе в образе Деда Мороза, чтобы поздравить их детей, поиграть. Один ребёнок решил проверить, настоящий ли перед ним дедушка Мороз. Говорит: "А ведь ты не настоящий, я знаю". Отвечаю: "Как это "не настоящий"? Что значит "не настоящий"? Подошёл к нему, присел, посмотрел в глаза, руку протянул, предложил потрогать. Он потрогал-потрогал, всмотрелся в лицо, подумал и говорит: "Настоящий". Ребёнок постарше сказал: "Ну вот же - у тебя борода на резиночке". Я снимаю бороду, говорю: "Дедушка старенький, борода уже не держится, отваливается. Но я и без бороды могу жить, посмотрите..." Посмотрели и утвердили - настоящий...

Однажды на утреннике взрослые по сценарию на старый новый год решили, что Д.М. якобы сам не приезжает, а присылает "волшебный" свой наряд. Кто его наденет, тот не надолго в Д.М. превращается. Дети примеряли. И каждый - "превращался".

Как только они меня нарядили, нарумянили нос, хохотали, один ребёнок подошёл и говорит: "Дедушка, а я про тебя стишок знаю". И все начали подходить...

Учитель

Однажды мастер-класс проводила преподаватель, которая незадолго до этого попала в аварию и сломала ногу. Зашла в класс к детям, устроилась уютно на стульчике, чтобы нога не слишком беспокоила, для неё поставили чайничек, заварили чайку... Так, попивая чаёк, начала общаться с детьми, задавая вопросы. И они целый день объясняли как правильно считать. Пока объясняли, сами поняли кое-что. Один из детей, который вернулся домой, восторженно заявил: "Говорили - приедет важная-преважная тётя! А приехала - неважная-неважная! - Мы её целый день считать учили!!!" И - таки научили.
В 90-х у некоторых детей из семей, финансово внезапно опухших, начиная с 5-и лет, впервые в нашей стране, появились такие например странные проблемы, как полное отсутствие какой-либо мотивации. Начиная от отсутствия аппетита, заканчивая замыленным глазом (восприятием). Ещё не суицид, но первый шаг в эту сторону. Тогда модно было весь мир к ногам ребёнка положить именно к этому возрасту. Кто-то, кто побогаче, к этому возрасту не только всё что можно дал попробовать ребёнку, но и по всему свету его уже потаскал. А кто-то, у кого средств было поменьше, но хватало на покупку тех компьютеров, видеотек и прочих книжек, успевал к этому же возрасту весь мир положить к ногам ребёнка в виртуальном виде. Эффект практически тот же самый. Несварение.
То было в 90-х. Тогда эти люди как-то не доросли ещё до понимания того, как то же самое можно сделать ещё раньше. К годику. Ну и - воот:

Оригинал взят у raasta в Форма над содержаниемЧитать дальше...Свернуть )
http://deti-v-semje.livejournal.com/2761320.html

Обольщающая статейка.
Конечно, кажется столь логичным дать некое образование своему (и только своему) ребятёночку. Только знаменье это не дастся в руки одиночек. Пусть даже и в сообщества объединённых, но действующих во имя свое, и только во имя свое. ИМХО, имхо. Мы можем развиваться сами, это безусловно так - и в свободе, и в творчестве. Однако, только плечо к плечу с другими, такими же как мы. И только совместно с этими другими, какими бы "убогими" они не представлялись нашим глазам, либо глазам родителей наших. И для этих сверстников детишек наших тоже нужно умудриться создать те же самые условия свободы, творчества. А это ой как трудно. Во всяком случае, куда сложнее, нежели просто забрать своего из детского сада, из школы, потом из вуза и посадить на домашнее обучение, подобно тем детям, которые вообще на общение ещё или уже якобы не способны. Ни на какое общение, точнее говоря, почти ни на какое, по поводу чего бы то ни было, которые только по этой причине и считаются как бы "не обучаемыми".

Со-знание - способность совместными усилиями удерживать знание, добытое не одной парой глаз, не одной парой ушей и не одной парой рук и ног... В русле реальной, а не виртуальной совместной деятельности, во взаимодействии и общении по этому вескому поводу. Причём, эти другие не могут меняться как поношенные перчатки. Эти другие - такая же неотъемлемая часть сознания, как и нечто сугубо индивидуальное внутри нас. Одно с другим разделить не представляется возможным. Поэтому вопрос в том, что именно вне школы возможно дать вообще. Если б это было возможно, не существовало бы в мире такого явления как школа. Умерла бы идея ещё в зародыше своём, уже вместе с Я.А. Коменским, не успев как следует реализоваться даже. Тем более, что это весьма дорогостоющее удовольствие. Семью рассматривать в качестве альтернативы школе - абсурд. Даже если родитель - семи пядей во лбу. У неё совсем другие функции, да и возможности тоже...

Агитирующие за домашнее обучение по сути являются бесплатными клакерами для чиновников, разрушающих образование в стране. Вместо того чтобы препятствовать этому процессу растаскивания школы, эти люди борются за жалкие крохи из общего бюджета, выделяемого на образование. Им всё это дадут, безусловно. Но есть ли у каждого из них по нефтяной вышке, чтобы дать своим детям достойное современное образование? Готовы ли они, подобно графу Л. Толстому, ради своих детей создать в своих имениях школы, куда пригласят работать лучших педагогов, где сами станут трудиться, внедряя самые передовые для своего времени методы и технологии обучения? Готовы ли сами изучать эти новейшие технологии и образовательные концепции, и если не ездить по миру, чтобы увидеть собственными глазами, как всё это работает, то хотя бы попытаться получить какой-то реальный доступ к этой информации в интернете?..

Плохое зрение

Оригинал взят у srybas в Плохое зрение
Оригинал взят у matveychev_oleg в Плохое зрение
Доходы от операций, очки, линзы, препараты приносят до 100 млрд $ в год!МЕТОД БЕЙТСА с 1901 года восстанавливает зрение БЕСПЛАТНО, возможно потому, что Бейтс подсмотрел его у...индейцев.

000039a7

Почему этим методом не пользуется "традиционная" медицина? потому что не в ее традициях лечить без применения дорогих препаратов...

Отрывок из лекции профессора Жданова:

«…Американский профессор-офтальмолог Уильям Бейтс в 1901 году, опубликовал научную работу, в которой доказал, что все четыре расстройства зрения: близорукость, дальнозоркость, косоглазие и астигматизм — связаны у человека с неправильной работой шести глазодвигательных мышц. Какие-то мышцы черезмерно напряжены, а какие-то — черезмерно ослаблены. В результате у одних людей возникает близорукость, у других — дальнозоркость, у третьих — косоглазие, и почти у всех возникает астигматизм.

Более того, Бейтс разработал систему упражнений, которая позволяет напряженные мышцы расслабить, слабые — натренировать и зрение у человека восстановить.

Основу этих упражнений он позаимствовал у североамериканских индейцев. У индейцев была разработана многотысячелетняя культура развития и сохранения зрения у мальчиков, юношей, у мужчин, у воинов. И Бейтс подсмотрел — индейцы постоянно делают какие-то упражнения с глазами. Он вник в суть этих упражнений, как профессор-офтальмолог понял их назначение и разработал свой метод.

Читать дальше...Свернуть )

Вообще-то, дети никогда не "подражают" взрослым (я имею в виду раннее детство, дальше обычно родители вольно или невольно купируют способности ребёнка, его индивидуальность, субъектность подрезаются...). Более того, они и взрослого-то как деятеля поначалу не воспринимают. Но видят те волшебные преобразования, которые происходят с предметами в его руках, например.
Читать дальше...Свернуть )
Мысль по поводу поста klausnick Трудный выбор

Я нашёл ещё одно такое отличие.

Свобода не есть выбор между двумя или несколькими готовыми решениями, готовыми образцами и т.д. И никакого выбора не должно быть, идти ли, скажем, в зоопарк, в парк, в порт, в цирк, смотреть пожарную машину, кондитерскую фабрику или Большой Театр... Везде нужно побывать всем вместе и не раз, и не два. Более того, ото всюду необходимо вернуться с целым набором впечатлений от пережитых со-бытий, с копилкой воспоминаний и с сумочкой, набитой памятными вещичками, прихваченными в ходе захватывающего путешествия. Это и будет - свобода. Так же и попробовать нужно всё и не раз, не два. И овладеть различными видами деятельности серьёзным образом, а не от случая к случаю в них погружаясь. И на всё это необходимо время и другие ресурсы, которые нужно иметь, специально организовать образовательное пространство ради этого, а не ради возможности научиться якобы "свободно выбирать" (= ограничивать самоё себя, на мой взгляд).

А что тогда - свобода?Свернуть )

А как вы думаете?